Благословение Каневских гор

 

Вскоре после крещения Руси святым князем Владимиром, на каневских горах, как и в Киеве, был основан пещерный монастырь, где уединялись для молитвы монахи-аскеты. А немного позже, в двенадцатом веке, при этой обители появился величественный собор. По богатству внешней и внутренней отделки в то время его можно было сравнить лишь с киевскими Успенским и Кирилловским храмами. Расположенный на высоких берегах Днепра вблизи великокняжеской столицы, Канев охранял главный водный путь от Черного моря, поэтому город считался важным стратегическим объектом для всего государства.

О древности этого города на Днепре, а также о его месте в нашей истории можно судить и по тому, что упоминания о Каневе встречаются уже в "Киево-Печерском патерике" и "Повести временных лет" Нестора Летописца.

Однако монголо-татарское нашествие надолго остановило духовное и материальное развитие края. Со времени уничтожения города Батыем и до середины шестнадцатого века в исторических документах нет никаких упоминаний о каневском монастыре. Возродилась обитель уже в казацкую эпоху. Как свидетельствуют летописи, в те времена здесь был похоронен гетман Иван Подкова, а позже в каневском монастыре принял монашество и доживал свой век запорожский гетман Яков Шах. В тысяча шестьсот шестьдесят девятом году в этом соборе киевским митрополитом Иосифом Тукальским был рукоположен в сан иеродиакона будущий святитель и богослов с мировым именем Димитрий Туптало.

Однако в том же семнадцатом веке над славным казацким городом опять нависли тучи насилия и разорения. Объединенное войско турков, татар и поляков ворвалось в Канев и почти полностью его уничтожило. Тогда же каневская обитель обагрилась кровью своего настоятеля священномученика Макария. Тихий и смиренный святитель вышел к захватчикам с крестом в руках, прося их не трогать святыню. Но насильники не слишком прониклись его мольбами.

С тех пор более ста лет каневский собор стоял полуразрушенный. Он был отстроен лишь в начале девятнадцатого века польской властью и передан униатам. Но согласно царскому указу от тысяча восемьсот тридцать третьего года, старинный собор вернули православным.

В мае тысяча восемьсот шестьдесят первого в стенах Успенского храма находился гроб с телом Тараса Шевченко, которого перевозили из Петербурга на вечный упокой в Канев. Благодаря Тарасу Шевченко Канев стал известен на весь мир. Постоянно к Чернечей горе приходят люди, чтобы воздать честь нашему поэту и мыслителю.

В последний раз Успенский собор был закрыт в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году. Долго храм стоял пустой, и только в семидесятые годы в нем разместили музей народно-прикладного искусства. Опять забили в колокола на молитву в соборе уже в тысяча девятьсот девяностом году. С тех пор здесь образовалась православная община. И несмотря на то, что реставрационные работы по возобновлению святыни продолжаются до сих пор, храм всегда заполнен богомольцами.

В течение веков Канев для всех был примером мужества, патриотизма и благочестия. Имея за плечами почти тысячелетнюю историю, сегодняшний Канев остается замечательным краем, который хранит в себе сокровища нашего героического, литературного и духовного прошлого.

Поделиться: