Наши святыни. Троицкий монастырь в селе Межирич на Волыни

 

Начиная с 14-го и до 17-го века духовным и культурным центром на правобережных украинских землях был Острог – столица князей Острожских. Город был охраняем не только крепостными оградами и сторожевыми башнями, но и укрепленным предместьем. Одно из таких предместий – поселение-крепость Межирич. Оно находится в трех километрах от Острога – у слияния рек Збитенка и Вилия. Такое географическое расположение и дало название поселению. С 13-го века здесь находится православный монастырь.

В 14-м столетии Волынь входила в состав Литовского государства. Федор Острожский получил в дар от великого князя Литовского Ягайла несколько городов с близлежащими поселками, среди них и Межирич. С тех пор оно стало южным щитом Острога.

Новый хозяин построил в Межириче деревянный замок, обнес его земляными валами с частоколом, и посреди двора поставил деревянный Свято-Троицкий храм.

История не сохранила детальных сведений о деятельности Межиричской Свято-Троицкой обители. Вероятно, это был небольшой монастырь, главной задачей которого было духовное окормление княжеского дома. После пожара в 15-м веке, уничтожившем полностью храм, на его месте появился каменный собор. Строительным материалом для нового сооружения был камень – песчаник из местных карьеров.

С 14-го и до 17-го века династия князей Острожских была ревностными защитниками православной веры на подвластных им землях. Поддерживать монашеские обители – особенно Межиричскую – они считали своей прямой обязанностью.

Однако с 17-го века православная Волынь теряет своих главных защитников. Сын князя Василия-Константина – Иван переходит в католичество и передает Свято-Троицкий монастырь католическому ордену францисканцев. Православные монахи вынужденные были покинуть родные стены.

Януш (так теперь именовал себя молодой Острожский князь) надумал кардинально перестроить поселение. Монастырь он превратил в крепость. Обнес ее новой каменной оградой длиной более четырехсот метров с пятью башнями. Укрепление должно было защищать хозяев как от внешних врагов (татарских орд), так и внутренних нестроений: междуфеодальных стычек и народных волнений. К Троицкому храму из северной и южной сторон пристроили двухэтажные корпусы с четырьмя трехъярусными башнями. В то время в Межирич можно было попасть лишь через двое въездных ворот. Одни из них – Изяславские – сохранилась до наших дней.

16-е и 17-е столетия для правобережной Украины были периодом беспрерывных войн. Во время одного из казацких походов против польской шляхты, в Межиричи были уничтожены почти все городские здания, среди которых – и княжеский замок. Но монастырь, хотя к тому времени он не был православным, казаки не разрушили, но выгнали оттуда его насельников. В целом за время пребывания святыни в руках монахов-францисканцев, обитель закрывалась трижды.

Иеродиакон Давид (Русинчук), насельник Свято-Троицкого монастыря: «Первый раз, когда гетман Украины Богдан Хмельницкий шел на битву при Берестечко. В 1648 году он посетил это место. Монахам-францисканцам настолько досталось, что они покинули эту территорию. Второй раз храм закрывается, когда здесь в 1820 году вспыхнул пожар. Жители были не в состоянии восстановить ту неповторимую красоту и по собственному желанию покидают эти стены и расходятся по местам Волыни. В этом пожаре дотла сгорела монастырская библиотека, насчитывавшая более 1900 религиозных произведений церковных изданий. И в третий раз храм закрывается по царскому указу».

После Третьего деления Польши в конце 18-го столетия Волынь вошла в состав Российской империи. Троицкий храм вернули православным. В начале 20-го века собор был капитально отремонтирован. Под руководством художника Ермакова в 1900 году его заново расписали. В храме сохранились резные киоты, которые украшают образа на иконостасе и колонах.

 Самое большое сокровище обители — чудотворная икона Божьей Матери «Життедательница». Это бывшая фамильная святыня князей Острожских. По одной из версий, этот образ в 14-м веке подарил им как благословение за опеку и охрану святого православия Константинопольский Патриарх.

Пребывание волынских земель на протяжении 20-го века сначала в составе Польши, а позднее – Советского Союза, не содействовало возрождению монашеского жизни в обители. Монахи смогли вернуться в обитель только в 1991 году. Сегодня в бывший княжеской резиденции снова действует православный мужской монастырь. Древняя святыня, современница Острожских князей, зажила своей полноценной жизнью.

Автор: Баршай С.

Поделиться: