Наши святыни. Храмы древнего Глухова

 

Глухов – небольшой городок в Сумской области, за которым прочно закрепилось название «город десяти веков». Хотя последние научные исследования дают основания полагать, что на деле город намного старше. Веками судьба города была сложна и необычна, интересна и драматична. Но, несмотря на неспокойные годы, которые переживал город, его храмы выстояли и теперь духовно окормляют горожан.

Глухов был воздвигнут как город-крепость племенами северян. Однако пик развития Глухова пришелся на 18 век, когда город стал гетманской столицей Левобережной Украины. Здесь правили Иван Скоропадский, Кирилл Разумовский, Даниил Апостол. Именно тогда площади и улицы столичного града украсились храмами, соборами и монастырями.
Сегодня от оборонного прошлого Глухова сохранились лишь Киевские ворота, открывавшие въезд в город с его западной части и выводившие на главную улицу Глухова – Киево-Московскую.
Главным храмом Глухова в казацкие времена был Николаевский собор – барочный храм, возведенный в конце 17 века по заказу глуховского сотника Василия Яловецкого. Это древнее храмовое сооружение города, сохранившееся до наших дней. Храм святителя Николая Мирликийского был главным общественным зданием и казацкой столицы, и всей гетманской Украины. На площади перед храмом собирались казацкие рады. В самом храме происходили церемонии освящения на гетманство. Здесь молились все выдающиеся религиозные и государственные деятели того времени, приезжавшие в Глухов: святитель Димитрий – будущий митрополит Ростовский, архиепископ Феофан (Прокопович), император Петр Первый. Упоминал глуховскую церковь и Тарас Шевченко в поэзии «Иржавец». Почти столетие Николаевский храм считался соборной церковью гетманской столицы, пока в городе не был возведен новый собор, освященный во имя Пресвятой Троицы.
Во второй половине девятнадцатого века храм был несколько перестроен. Появился притвор, завершающийся сорокапятиметровой колокольней. В таком виде церковь сохранилась и до нашего времени.
После Октябрьской революции семнадцатого года почти столетие храм не действовал, открыт он был только к 300-летию освящения – в 1991 году. Сегодня здесь действует православный приход.
Второй храм, сохранившийся со времен седого казачества, – Спасо-Преображенский, изначально известный как «заградский». Такое название закрепилось, поскольку находился он за пределами городских укреплений. Возводился храм по проекту архитекторов Андрея Квасова и Ивана Григоровича-Барского. Строительство велось на средства есаула Генеральной пушки Григория Кологривого и было завершено в 1765 году.
В советское время Преображенский храм не действовал – в нем некоторое время размещался склад, а затем он попросту пустовал. До тридцатых годов прошлого века двор храма украшала трехъярусная колокольня, возведенная в начале 19-го века в классическом стиле. К сожалению, ее постигла та же участь, что и многие другие святыни.
В семидесятых годах двадцатого века были попытки уничтожить и сам храм, но даже комиссия, которая должна была принять соответствующее решение, пришла к противоположному выводу. «Спасо-Преображенская церковь приятно завершает перспективу улицы Путивльской и активно участвует в формировании центра нашего города» – таковым был «вердикт» районного архитектора, начальника сельхозуправления и местного депутата. Благодаря мужеству этих людей святыню не тронули.
Сегодня восстановленный храм Преображения Господня – одно из главных украшений тысячелетнего Глухова. Он стоит в самом центре города на одной площади с главным соборным храмом города – Свято-Анастасиевским собором, памятником архитектуры конца XIX века.
Эти два храма, созданные в разные эпохи, в разных стилях, теперь – главная визитка города. Как и у более древнего Свято-Никольского, у каждого из них своя уникальная история и с каждым из них связаны имена выдающихся деятелей нашего прошлого. Эти храмы – часть нашей славной истории.

Автор: С. Баршай   

Режиссер: В. Стеганцов

Поделиться: