Наши святыни. Благовещенский храм Коломыи

 

С течением веков в больших городах накапливается энергия людей, ходивших по их улицам, торговавших на их площадях, купавшихся в реках и озерах.  Особую атмосферу города Коломыи, что на Прикарпатье, передают ее архитектурные памятники, которые являются настоящими произведениями искусства.  Среди них  – Благовещенская церковь — ярчайший образец гуцульской архитектуры.

Коломыя – важный культурный центр Прикарпатья. Первое письменное упоминание о городе было найдено в Галицко-Волынской летописи, и датируется оно тысяча двести сороковым годом. С древних времен среди жителей города было много евреев, основным занятием которых была торговля. Возможно, именно с их присутствием связано и название – «Коломыя», что в переводе с идиша означает «глас народа Божьего».

Город процветал, его население постоянно увеличивалось, и появилась потребность в храмах. Уже в первой половине шестнадцатого века православные мещане получили разрешение основать в Коломыи монастырь, который до наших дней не сохранился. Тогда же около обители была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Василий Кобельский, настоятель Благовещенского храма: «За все свое время храм многое пережил. Но такова воля Божья. Господь дал благодать этой стране – Православную Церковь.  В этом храме наши прародители возносили молитвы, порог этого храма переступали святые люди, такие как Иов Почаевский. Сюда приходили гетманы и военачальники перед тем, как вступать в поединок с врагом – они приходили сюда взять благословение у Бога».

В восемнадцатом столетии Благовещенская церковь была перевезена на нынешнее место, но в народе за ней осталось название «монастырская». Храм Благовещения Пресвятой Богородицы стоит на городском кладбище на одной из окраин Коломыи. Издревле на Гуцульщине церкви строили в основном на краю села.

Благовещенский храм – один из древнейших в этом крае. Когда в тысяча пятьсот восемьдесят девятом году татаро-монгольское нашествие дотла разрушило всю Коломыю, был поврежден и этот храм. Лишь спустя некоторое время древнюю святыню возродили.

Мастер, который занимался реставрацией церкви, воссоздал ее первоначальный облик. Среди множества православных храмов этот имеет наиболее приземистый вид. В народе его так и назвали – «печеричкой». В украинской архитектуре нет другой такой церкви с таким последовательным и искусным ритмом приземистых и пропорциональных членений. Строитель был настоящим художником, способным в малом воплотить гармонию и красоту.

В интерьере Благовещенской церкви все построено на контрасте. Темные боковые срубы из-за низкого потолка выглядят скромно, а центральные – светлые, и благодаря куполу – величественные.

В плане – это типичный храм гуцульской школы традиционного деревянного зодчества – крещатый, пятисрубный, одноверхий.

В стилистической гармонии с церковью и колокольня. Колокольни Коломыи  принадлежат к древнейшим образцам деревянного зодчества. По своему происхождению они относятся к готическим временам и образовались из оборонительных башен, которые, из-за недостатка церквей, долгое время служили для религиозных нужд общины.

Протоиерей Василий Кобельский, настоятель Благовещенского храма: «Следует сказать, что если бы гуцул не слышал колокола, то не сдвинулся бы с места в церковь на службу. Особенно в горах, где прихожане живут на просторах, и лишь звон колокола может собрать верующих на молитву за живых и мертвых», – писал Софрон Витивицкий в «Историческом очерке о гуцулах».

Как и Благовещенский храм, его колокольня отличается подчеркнуто горизонтальными пропорциями. Построенная в восемнадцатом столетии, она является наиболее распространенной на Гуцульщине разновидностью деревянной колокольни по типу «четверик на четверике». Первый ярус – срубный четверик, второй – открытая аркада-галерея, увенчанная невысокой палаточной крышей.

В древности церкви на Гуцульщине были маленькими по размеру. Поэтому Благовещенская церковь, как и ее колокольня, миниатюрная.

В начале двадцатого столетия храм Благовещения Пресвятой Богородицы закрыли. Некоторое время в его стенах находился Музей писанки. И лишь в тысяча девятьсот девяносто первом году Коломыйский городской совет вернул храм религиозной общине.

Протоиерей Василий Кобельский, настоятель Благовещенского храма: «В этой святыне многие люди воскрешаются от своих грехов, очищают свои души, получают исцеление. Даже если церковь закрыта, то человек прикладывает главу к стенам этого храма и есть очевидцы, есть свидетели, которые говорят, что человек выздоравливал. Как некогда люди получали исцеление от падавшей от апостола Павла тени, так и сегодня святыня Божья – это место святое, потому что каждая церковь построена на том месте, где действительно указывает Господь».

Сегодня в Благовещенском храме каждое воскресенье и на праздники совершается Божественная литургия. В стенах, которые хранят память о наших предках, возносится к Богу и Его Пречистой Матери молитва об упокоении усопших предков и о здоровье их потомков. Господь явил истинное чудо в том, что этот древний храм сохранился до  нашего времени.

Автор: Троцкая-Баршай И.

Режисер: Дубров С.

Оператор: Двойченков Д.

 

Поделиться: