В ожидании Страстной. Выставка древних Плащаниц

 

Приближается Страстная Седмица. Скоро посреди каждого храма можно будет увидеть вышитую икону Христа, которая является символом погребальной Плащаницы Господа. Благодаря дорогим материалам, некоторые из них стали настоящими произведениями искусства. Однако это не изменило главного назначения – Плащаница остается иконой. Две уникальных плащаницы, хранящиеся в коллекциях Художественного музея и Киево-Печерского заповедника, на днях были представлены публике.

В Национальном художественном музее вниманию зрителей предложены  две уникальных Плащаницы, история которых относится к 16 веку. За четыреста лет к их судьбе стали причастны многие люди, которые их создавали, хранили, восстанавливали. Теперь это не просто редчайшие иконы – они стали отображением религиозного сознания нескольких поколений.

Любомир Михайлина, генеральный директор Киево-Печерского заповедника: «В одном месте увидеть две плащаницы середины 16 века – это  чудо. Такое не каждый день увидишь. Это действительно знаковое событие. Мы очень рады, что общий проект Национального художественного музея Украины и Национального Киево-Печерского заповедника, наконец, реализован. И я думаю, что он будет пользоваться вниманием среди киевлян и гостей города не только из Украины, но и из зарубежья. Событие незаурядное».

Первая плащаница, которая все время хранится в фондах Национального художественного музея, появилась перед зрителями впервые за последние тридцать лет. Эта плащаница была создана  в середине 16-го века в Молдавском княжестве во времена правления молдавского воеводы Петра Рареша. И тогда же ее привезли в Киев. Сначала плащаницу положили в Спасской церкви, а после пожара 1811 года, – на Подоле, в церкви Рождества Христова. В 1926 году эта плащаница стала музейным раритетом.

Галина Беликова, куратор выставки: «Они принадлежат к одному времени, к одной эпохе, к одной культурной среде. Александр Лепушняну, который и создал одну из плащаниц, был зятем Петра Рареша, благодаря которому появилась вторая плащаница. Он был женат на его дочери Роксанде. Поэтому мы объединили их в одну выставку, поскольку в Киеве больше нет молдавских плащаниц этого периода.  Они должны быть показаны в одном контексте».

Вторая плащаница, которая сегодня хранится в фондах заповедника Киево-Печерской Лавры, попала в Киев в том же году, что и ее сверстница. Сначала она лежала в ризнице Успенского собора. После войны ее вынули из-под руин и восстановили. Несмотря на значительные потери некоторых частей изображения, эта плащаница хорошо сохранилась и неоднократно экспонировалась.

Владимир Назар, реставратор: «Основная сложность в том, что это была повторная реставрация. Первый раз плащаницу отреставрировали в 60-х годах 20 века. Тогда использовали в основном мучной клей.  За сколько времени  он отстал. И необходимо было провести дополнительное укрепление иглой в местах повреждения шелка».

С пониманием, что любое вмешательство может навредить, специалисты принялись за ювелирное дело, которое продолжалось более двух лет. Группе реставраторов удалось невероятное: они восстановили некоторые истлевшие фрагменты и вместе с тем сохранили «живые» прикосновения времени. Специалисты надеются, что эти бесценные произведения будут храниться еще не одно столетие, а верующие будут иметь возможность каждый год в дни Страстной седмицы прикладываться к этим святыням.

Поделиться: