Ужгородская Покрова

 

Если смотреть на Закарпатскую область со стороны Украиныто она и в самом деле – за Карпатским хребтом. Однако такое название край получил лишь в 20-м векепосле вхождения в состав Советского Союза. Историческое же название региона – Подкарпатьеили Карпатская Русь.

Славянские племена белых хорватов стали заселять Карпатские горы во втором столетии до Рождества Христова. Именно из них сформировались карпатские русины – ныне доминирующий в крае этнос. С 10-го века Подкарпатская земля была в составе Унгварского княжества со столицей в городе Гунгпозже переименованном в Ужгород.

Город появился в предгорье Карпат на реке Уж (откуда и происходит нынешнее его название). С конца 11-го века и до начала 20-го он попеременно находился во власти венгров и австрийцев. В 1919 году Ужгород стал столицей Подкарпатской Руси – автономной республики в составе Чехословакии.

Именно тогда в город стали приезжать эмигранты из Россиипокинувшие Родину после Октябрьского переворота 1917 года. Со временем российская диаспора сформировалась в общину и люди решили построить здесь собственный дом для молитвы.

Новое сооружение появилось на левом берегу Ужа напротив старой части города. Это был шатровый храмраспространённый в русском храмовом зодчестве 15-го – 17-го веков. Средства на строительство святыни собирали среди соотечественниковразбросанных после революции по всему миру. Тогдашние ужгородские газеты писали о томкак жены эмигрантов специально занялись рукоделиемчтобы вырученные за это средства отдать на строительство храма. Колокола пожертвовала Подкарпатско-Русская казацкая станицанаходящаяся недалеко от Ужгорода.

Возведение Покровского храма совпало с эпохой возрождения на Закарпатье Православия после его трехсотлетнего запрета. Начиная с 17-го векакогда была подписана Ужгородская унияправославные церкви на Закарпатье не строились. В 1920-х годах храм в Ужгороде стал одним из первыхпостроенный в крае за три века.

Чин освящения и первое богослужение в церкви совершил преподобный Алексий Кабалюк – подвижник веры 20-го века. В 2001-м году Церковь присоединила его к лику святых. Архимандрит Алексий был первым православным священником на заре возрождения Православия в крае. В 1910 году он тайно приехал в Карпаты из Холмщины на телеге под сеном. В селе Иза отец Алексий основал первый в регионе православный монастырь. В дальнейшем каждый православный храмстроящийся на Закарпатье в те временабатюшка опекал лично.

Внутреннее убранство Покровской церкви по стилю полностью соответствовало  его внешним архитектурным чертам. Росписи и иконы в иконостасе выполнены в древнерусском стиле. Иконостас изготовлен по так называемой тябловой конструкции. Традиция тябловых иконостасов была распространена на Руси до 17-го столетия. «Тябло» в переводе со славянского языка означает «балка». Тябловые иконостасы составлялись из нескольких поперечных балокна которые были закреплены в ряд иконы. Как правилоони не имеют ни колоннни киотови лишь в более поздний период стали украшаться резным орнаментом. В Украине тябловых иконостасов – единицы. На Закарпатье  – всего один.

В 1945 году Подкарпатская Русь вошла в состав Советского Союза – и с тех пор на Карпаты распространилась атеистическая идеология. В 1960-х Покровский храм отобрали у верующих. Уникальный иконостас был разобран и передан в городской музей. До 1990 года в храме находился музей атеизма.

Когда настало время восстанавливать святынючасть икон уже не удалось найти в музейных фондах. Интерьер воссоздавали по архивным фотографиям.

Несмотря на свой относительно молодой возрастПокровская церковь в современном Ужгороде — старейшая среди православных храмов. Новая эпоха в истории православного Ужгорода начинается именно отсюда. Благодаря Покровскому храму карпатские русины получили возможность быстрее вернуться к отцовской вере.

Поделиться: