Храм во имя Кирилла и Мефодия при Одесском институте сухопутных войск

 

Со времен крещения Киевской Руси ратная служба стала проходить при тесном сотрудничестве с Церковью. Русские князья понимали, что дружина, кроме опытного военачальника, должна иметь духовного наставника. Ими и стали священники. В нашем сюжете мы расскажем о храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, при Одесском институте сухопутных войск. 

Со времен крещения Киевской Руси ратная служба стала проходить при тесном сотрудничестве с Церковью. Русские князья понимали, что дружина, кроме опытного военачальника, должна иметь духовного наставника. Ими и стали священники. Позже при каждом гарнизоне и военном заведении обязательно был православный храм. В нашем сюжете мы расскажем о храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, при Одесском институте сухопутных войск.

В Одесском институте сухопутных войск храм находится в центральной части его главного корпуса. Таким образом, он доминирует над всем комплексом институтских зданий.

История это учебного заведения ведет свое исчисление с начала прошлого века. Сначала это был Кадетский корпус, построенный по манифесту императора Николая ІІ в 1902 году. Осенью того же года состоялось и освящение кадетского храма во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. Храм разместился на втором и третьем этажах главного корпуса.  Однако дальнейшие события в нашей стране однозначно определили судьбу воинской святыни: храм был закрыт, а его помещения переоборудованы под спортивный зал.

Работы по восстановлению бывшей кадетской церкви были начаты в конце прошлого века, когда в этих стенах уже находился Институт сухопутных войск. Регулярные богослужения удалось возродить лишь в 2005 году.

Иерей Сергий Дмитриев, настоятель храма: «После пасхального молебна было принято решение и разрешение о производстве восстановительных работ. Также было принято кардинальное решение, которое позволило храм восстанавливать всем миром – это решение о том, что во время субботних и воскресных дней, во время двунадесятых праздников, великих праздников церковных, проводить богослужение, причем проводить богослужение так, чтобы могли присутствовать не только офицеры, члены их семей, курсанты, солдаты этого института, но было принято решение, чтобы через КПП пропускали сюда, в этот храм всех молящихся».

Хотя  церковь строилась как курсантская домовая, она поражает своими размерами. Внутри высота храма достигает шестнадцати метров. На втором этаже помещения по периметру окружает балкон.

Несколько лет понадобилось, чтобы капитально отреставрировать заброшенную святыню. Был  перекрыт потолок, восстановлена уникальная лепка, поставлен новый резной иконостас, своими формами повторяющий старый, дореволюционный. Стены храма одесские иконописцы украсили новыми росписями в византийском стиле.

Сегодня институтский храм святых Кирилла и Мефодия почти полностью возрожден из небытия. Нынешние военные могут совмещать свою армейскую службу или военную науку с молитвой. Традиция военных храмов, как и военного духовенства постепенно возрождается в наших Вооруженных силах.

Православная Церковь всегда высоко ценила подвиг военнослужащего. В сонме святых есть воины, которые именно за свое самоотверженное служение на ратном поле были прославлены в лике святых. Это и благоверные князья Александр Невский,  Димитрий Донской и праведный Феодор Ушаков. О силе духа и подвигах этих знаменитых ратоборцев солдатам и будущим офицерам лучше всего сможет рассказать священник. Духовный закал солдату необходим не менее, чем физический. Это подтверждено многовековой историей общего служения Церкви и армии.

Иерей Сергий Дмитриев, настоятель храма: «Храм не в бревнах, а в ребрах (простое такое выражение). Храм восстанавливается, а это восстанавливаются, значит, наши души. Восстанавливается духовность в военной сфере, потому что военный человек, этот человек всегда он находится в опасности, это человек, который всегда, в любую минуту должен рискнуть своей жизнью или отдать даже свою жизнь за то, чтобы общество наше жило спокойно. И самое главное поэтому – это боевая подготовка, а боевая подготовка и физическая подготовка – она неотъемлема и неотделима от подготовки духовной и моральной подготовки».

Священник среди солдат уже ни у кого не вызывает удивления, также не удивляют никого и возрожденные или построенные воинские храмы. Военнослужащий, воспитанный на христианских добродетелях, будет и лучшим солдатом, и лучшим гражданином своего государства. Ведь для верующего человека особое значение имеют такие понятия, как честь, долг и Родина.

Поделиться: