Христианское искусство сегодня. Круглый стол в московском Культурном центре.

 

Крестный путь Спасителя от рождения в яслях до восхождения на Голгофу и распятия. Такова тональность выставкикоторая экспонируется в дни Великого поста в стенах Московского культурного центра "Покровские ворота". На выставке представлены работы художницы Ирины Зарон и скульптора Сергея Антонова.

Ирина и Сергей вместе 36 лет. Вместе и в жизнии в творчестве. Профиль художников – религиозная тематика. Ирина Зарон уже более двадцати лет пишет иконы.

Дмитрийпосетитель выставки: «Такая затаённаяприкровенная иконопись её; в потоке современного конвеерного производства икон бросается в глаза и входит в реестр немногих иконописцев первого ряда».

К творческому эксперименту Ирину Зарон подтолкнул муж. Однажды в селе ей захотелось писатьно под рукой не было ни красокни полотнани кистей. Тогда Сергей предложил загрунтовать песком простой лист ДВП. Художницавсегда писавшая масляными краскамивдруг обнаружилачто буквально у нас под ногами – все необходимое для творчества: цветная глиназемляизвестняксажа. Всеми этими материалами можно передавать любые оттенки! Так родилась авторская техника живописи. В работахпредставленных на выставкеискусственных красок нет!

Эта экспозиция – не обычная демонстрация картин. Это приглашение зрителя к непростому разговору на тему: "Что такое христианское искусство сегодня"?

Ирина Заронхудожник-монументалист: «Сколько художников – столько было бы и ответов на этот вопрос. Критерием сегодня и в другие времена может быть Евангелиекоторое мы все читали. Оно несёт в себе ни с чем не сравнимый дух. Я не говорю о содержаниия говорю о духе. Там даже фразы строятся по-особому».

Сергей Антоновхудожник и скульптор: «Христианское искусство сегодня – это должно бытьпрежде всегоискусство. Чтобы не было подделкимимикриипопытки спрятаться в предыдущих столетиях. А христианство должно быть не только по тематике».

По словам искусствоведовхристианское искусство имеет два направления: западное и восточное (византийское). Исторически западный путь – это иллюстрации к Библиикоторые помогали неграмотным постичь ее содержание. Восточный путь – глубже. Здесь икона не заменяет книгуа дополняет ее. Современное христианское служение и вера вообще – это в определенной мере симбиоз многовековых религиозных традиций и опыта. Однако не всегда такой демократичный подход ведет к правильному мировосприятию – утверждают участники круглого стола.

Протоиерей Александр Абрамовучастник круглого стола: «Иконыкоторые сейчас наводнили храмы – со ссылками на Византиюс невероятно большими глазами Божьей Материничего общего с христианским искусством не имеют. И вообщеотсылка к византийской богословской системе как к недостижимой высотенесправедлива».

По словам протоиерея Александра Абрамоваканон может замедлятьобременять развитие искусстваа может и помочь выйти из тупика. Интересные мысли прозвучали и относительно классических и новых образцов религиозной культуры. Итальянский представитель фонда "Христианская Россия" Джованна Парравичини процитировала одного современного американского художника:

Джованна Парравичиниучастник круглого стола (Италия): «Больше религиозности в одном яблоке Сезанначем во всех Мадоннах Рафаеля».

Отношение к новейшему христианскому искусству при всем его многообразии неоднозначно. Специалисты уверены: сформировать ту или иную оценку можно благодаря вот таким встречамгде художники и искусствоведыимея разные взглядыприходят к общему выводу.

Протоиерей Александр Абрамом: «Точто станет фактом культурного наследияточто переживёт время– будет написано каноничноискренне и профессионально. Я думаюэто и есть современное христианское искусствокоторое подтверждает мысльчто верующие не умерлиа христианство живо и будет стоятьпока стоит церковь».

Поделиться: